Образовательные стандарты и требования
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В 2022-2023 учебном году в МБОУ СОШ № 25 г.Шахты в 1 классах обучение осуществляется на основе ФГОС начального общего образования 2021, во 2-4 классах — на основе ФГОС начального общего образования, в 5 классах — на основе ФГОС основного общего образования 2021, в 6-9 классах — на основе ФГОС основного общего образования, в 10-11 классах — на основе ФГОС среднего общего образования.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ « Федеральные государственные образовательные стандарты являются составной частью системы Российского образования и обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
За последние 20 лет сменилось несколько поколений стандартов:
- Первое поколение (были приняты в 2004 году) содержало конкретные требования к освоению каждой из школьных дисциплин;
- Второе поколение (разрабатывались с 2009 года по 2012 год) завершается выпуском детей 2020-2021 учебного года. Оно делало акцент на как предметных, так и междисциплинарных знаниях. Именно эти ФГОС привнесли в школу проектную деятельность и повышенное внимание к информационным технологиями;
- Новейшее, третье поколение (вступают в силу с 01.09.2022 г.) отличается от первых индивидуальным подходом и конкретизацией требований по результатам образовательного процесса.
Министерством просвещения 31 мая 2021 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (ФГОС НОО 2021) и основного общего образования (ФГОС ООО 2021). С 01 сентября 2022 года они вступают в силу. Дети, принятые в 1-е и 5-е классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам. В новых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Среди новшеств выделяют: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
Федеральные образовательные стандарты
ФГОС начального общего образования:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286» (вступил в силу с 01.09.2022 г.)
ФГОС основного общего образования:
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287» (вступил в силу с 01.09.2022 г.)
ФГОС среднего общего образования:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования:
- Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089
- Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»
- Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»